Вот еще интересная и довольно познавательная статья!
Статья посвещена тем, кто ещё не определился с выбором уровня собаки.
СОБАКА ДЛЯ СЕБЯ
Половина седьмого. Встретились два доберманиста, выгуливающие своих собак. Один с черным кобелем стоя дремал в середине поляны, другой – вынырнул из кустов с черной сукой. Кобель подлетел к незнакомке и радостно завилял обрубком хвоста. Его восторг можно было понять: сука действительно была очень хороша: крупная, широкотелая, стройная, с длинными конечностями и длинной шеей, с сильными и резкими движениями. Она подняла глаза на хозяина, спрашивая, что делать: «Будем играть или пойдем дальше?» - «Играй, Даша», разрешил мужчина. Несколькими мощными прыжками сука набрала скорость и понеслась по периметру поляны, стремительная и недосягаемая. Кобелек с тонким лаем пытался все-таки ее догнать. Меньше ростам, чем сука, он и голову имел какой-то совершенно другой формы. Она резко сужалась от черепной части к морде. Круглые светлые глаза пугали слегка безумным выражение. Пока собаки бегали, владельцы разговорились. «Ваш что-то мелковат»,- осторожно сказал хозяин суки. – «Да мы брали его для себя»,- ответил владелец кобеля. – «А я для кого держу Дашу? - изумился мужчина, - Для вас, что ли?» - «Ну, нет, конечно,- задумался co6eceдник, - но вы, наверное, на выставки ее водите...» - «Ну и что, вожу, выставляю, держу в хорошей форме».
Ни для кого не секрет, что периодическое предпочтение той или иной породы диктуется модой. А что модно сегодня? Вы не поверите, но сегодня в моде «собаки для себя». Наблюдается поразительное явление: если раньше покупатели стремились взять собаку любой породы как можно лучше, то сегодня все наоборот. Давайте подробнее рассмотрим этот феномен.
Прежде всего, это действительно мода. В Минске и Киеве, Калининграде и Владивостоке, Мурманске и Сочи покупатели хотят иметь «собаку для себя» и дружно все, как один человек, произносят именно эти слова. Однако по смыслу это определение противоположно качеству. То есть собак делят на качественных и «для себя». Высокое качество собак перестало быть востребованным. Беря собаку «для себя», человек как бы говорит: «Я не хочу задумываться над качеством будущей собаки. Я не хочу вкладывать труд и мыслительную энергию в поиски какой-то четвероногой жар-птицы. Я не хочу напрягаться, что-то узнавать и вообще суетиться - мне нужна собака для себя. Поэтому кормить собаку будем на свой страх и риск - что сами едим. Дрессировка? А зачем она для нас? Наш Рекс и так вполне покладистый. Выставки? А что они нам дают? Ну, что?!»... Человек, купивший собаку «для себя», заранее настроен на то, чтобы не вкладывать в нее ни денег, ни времени, ни труда. Он начинает что-то предпринимать, когда неизбежные проблемы с животным уже просто берут за горло.
От неправильного питания собака заболела панкреатитом. Но это мы с вами знаем, что у нее панкреатит и от чего он развился. Хозяин не знает. Он кормит Рекса кашей на бульоне с костями. Собака ест много, но худеет и худеет. Хозяин добавляет каши, но результата нет. На болезненную худобу собаки уже обращают внимание прохожие: «Что же вы его не кормите? Такой худющий!» - «Да как же не кормлю! - заламывает руки владелец Рекса. Две трехлитровые кастрюли за раз сжирает!» А собаке тем временем делается все хуже. Начинает вылезать шерсть, от тела пошел неприятный запах. Что делать? Придется идти к ветеринару. Осмотрев предъявленный на экспертизу скелет, ветеринар изрекает: «У собаки глисты». Владелец, скрепя сердце, выкладывает деньги за глистогонный препарат. Результата, естественно, нет. Сосед по дому делится опытом: «Я тоже не мог своей Ляле глистов выгнать, пока не удвоил дозировку. Тогда и посыпались». В Рекса запихивают удвоенное количество глистогона, доводят до рвоты и судорог. Пес едва выживает, но толще не становится. Его тащат к другому ветеринару. Посмотрев на облезлого страдальца, новый ветеринар ставит новый диагноз: «У вашей собаки подкожный клещ. Курс уколов стоит...» - «Боже, ужасается владелец, - откуда у меня такие деньги?!» На этой стадии у собаки поражены уже и печень, и желудок, и кишечник. Состояние ее категорически ухудшается. Из пасти непрерывно идет смрадный запах. Изнурительная боль преследует несчастное животное и днем и ночью. Сказать об этом оно не может, но нервы не выдерживают. Измученная собака начинает огрызаться по делу и без дела. Ее бьют. Так посоветовал один дрессировщик, к которому хозяин Рекса был вынужден обратиться, так как собака вышла из подчинения. “Владелец должен быть главным в стае, - веско произнес собачий Макаренко. - Собаке нельзя разрешать командовать. Нужно обязательно подчинить ее себе!” Рекса стали бить регулярно, но ничего не помогало. Ласковый пес стал раздражительным, злым, мог хватануть зубами за руку, если к нему прикасались. Дальше можно и не продолжать. Короткая жизнь собаки будет сплошным кошмаром, впрочем, и ваша тоже.
Хочу обратить внимание на стереотип поведения владельца собаки «для себя». В сложной ситуации он не ищет специалиста-собаковода. Он с самого начала был настроен против специалистов. Весь пафос слов собака «для себя» и состоит в противопоставлении позиции специалиста и позиции обывателя - собакодержателя. И пропасть между ними все углубляется. Идет расслоение собачьего общества: есть сообщество породистых собак, содержание, воспитание и разведение которых предполагает вложение профессионального труда, знаний, опыта - всего того, что в совокупности можно назвать кинологической культурой. И есть сообщество собаководов, держащих собак «для себя», бездумно, с минимальными затратами, в стороне от всяких там проблем и страстей. Их позицию можно характеризовать как более или менее воинствующее невежество. Однако совсем избежать проблем не удастся. Тем не менее, для обслуживания их низко квалифицированного спроса существуют низкоквалифицированные предложения. Дифференциация собачьего мира все углубляется. На одном полюсе великолепное поголовье собак разных пород, на другом – не просто продукты полного и абсолютного вырождения, а уже помеси, которые специально создаются невеждами, рекламируются и противопоставляются породистым собакам. Недавно в одном весьма респектабельном кинологическом издании появилась реклама: «Великолепные щенки - добервейлеры. Дорого». Вот так. Простенько и со вкусом!
Так ли однозначно деление собак «для себя» - «не для себя»? Если «не для себя», то для кого? На последний вопрос никто не может дать вразумительный ответ. Но фактически собака «не для себя» - это высококачественное животное, которое входит в некую совокупность под названием «порода». Порода - это же просто абстрактное понятие. Это моя собака, и его, и ваша тоже. Чтобы порода не деградировала и не вымерла, ее представители должны быть вовлечены в некую зоотехническую жизнь. Этот зоотехнический минимум обеспечивает сохранение и преемственность всех породных признаков - как внешних, так и поведенческих. В противном случае жизнь породы остановится, она перестанет существовать как продукт человеческого духа. Разведение породистых животных - такое же творчество, как написание романов, сочинение музыки или ваяние скульптур. Оно идет по определенным законам и является формой выражения общечеловеческой культуры. Высокопородные животные - свидетельство высоты нации, ее духовных завоеваний. В Англии, например, туристам показывают Вестминстер, Британский музей и конюшни английских верховых лошадей, которые являются национальным достоянием и которыми гордятся в равной степени все англичане.